comiter_478 (comiter_478) wrote,
comiter_478
comiter_478

Categories:

Фома Аквинский. О началах природы (перевод)_Окончание.

Начало: http://comiter-478.livejournal.com/1458.html
Глава пятая   Различия причин


24 - Теперь, имея представление о том, что имеются четыре причины - действующая, материальная, формальная, и конечная, мы должны знать, что каждая из этих причин разделена многими способами.

Одно выступает первичной причиной, а другое - вторичной, как когда мы говорим, что искусство исцеления и врач выступают причинами здоровья, но искусство исцеления является первичной причиной, а врач - вторичной; и сходным образом дело обстоит с формальной и другими причинами. И понятно, что в конечном счете мы должны вопрошать о первой причине. Например, если спрашивается, "почему этот человек здоров?", должен последовать ответ: "потому что врач исцелил его"; и далее, если ставится вопрос: "почему врач исцелил его?", должен следовать ответ: "благодаря искусству исцеления, которым он обладает".

25 - Мы должны обратить внимание также, что ближайшая причина обозначает то же самое, что и последующая причина, а отдаленная причина обозначает то же самое, что и предшествующая причина. Следовательно, эти два разделения причин, одно на предшествующую и последующую, а другое на отдаленную и ближайшую означают одно и то же. Однако, должно быть соблюдено, чтобы более всеобщая причина полагалась отдаленной, а более специфическая – ближайшей. Так, например, мы говорим, что ближайшая форма человека есть его определение, а именно «разумное смертное животное»; форма «животное» является в данном случае более далекой, а «субстанция» находится еще дальше. Вообще все более высшие причины суть формы более низших. И сходным образом ближайшей материей статуи является «медь», отдаленной – «металл», а еще более далекой «тело».

26 - Также, некоторые причины необходимы (per se), а другие случайны (per accidens). Мы называем необходимой такую причину, которая есть причина некоторой вещи, поскольку она является таковой; так зодчий есть причина дома, а древесина - материя скамьи. Случайной же причиной именуется та, которая только привходит необходимой причине, как когда грамматик строит дом. Ибо он, грамматик, полагается случайной причиной строительства не поскольку он грамматик, но поскольку он в таковом качестве случайно совпал с зодчим в одном лице (accidit aedificatori). И сходным образом обстоит дело с другими причинами.

27 - Также, некоторые причины бывают простыми, а некоторые - сложными. Мы называем причину простой, когда говорим, что причина или только необходима, или только случайна; так, если мы говорим, что строитель есть причина дома, или, схожим образом, что врач есть причина дома. Сложной же причина называется тогда, когда причина является и той, и другой: например, когда мы говорим, что врач, являющийся в то же время профессиональным зодчим, выступает в качестве причины дома. Согласно истолкованию Авиценны простой причиной может быть также названа причина, не требующая помощи иного; какова медь статуи, ибо статуя изготавливается из меди без помощи другой материи; и то же самое обстоит с причинностью, когда мы говорим, что врач дает здоровье, или что огонь нагревает. Сложной же причина называется тогда, когда ее составляют многие привходящие вещи, подобно тому, как не один человек является причиной движения корабля, но множество их; и как не один камень является материей дома, но множество камней выступают в качестве таковой.

28 - Наконец, существуют причины актуальные и потенциальные. Актуальная причина - это та, которая выступает причиной вещи в действительности: каков зодчий, когда он строит, или медь, когда из нее выполнена статуя. Потенциальная же причина - та, которая, хотя и не причиняет вещь в действительности, однако, несет в себе возможность причинения, каков зодчий, когда он не строит. И мы должны обратить внимание, что для актуальной причины обязательно, чтобы причина и следствие существовали одновременно, так что если есть одно, то есть и другое. Ибо если имеется актуальный зодчий, он должен строить; и если имеется строительство в действительности, то должен быть актуальный зодчий. Для причин же, существующих только в потенции, это не обязательно.

Кроме того, мы должны обратить внимание, что всеобщая причина связана со следствием вообще, а единичная причина связана с единичным следствием; например, мы говорим, что зодчий - причина дома, и что вот этот зодчий является причиной вот этого дома.



Глава шестая Сходство и различие начал

29 - Также надобно знать, ведя речь о началах, внутренне присущих вещи, то есть о материи и форме, что согласно совпадению и различию следствий полагается соответствие и различие начал. Ибо некоторые вещи тождественны нумерически, каков Сократ и "вот этот" человек, изображающий Сократа. Другие же вещи нумерически различны, но специфически тождественны, каковы Сократ и Платон, которые, принадлежа виду человека, различаются по числу. А некоторые различаются специфически, но тождественны генетически, например, человек и осел, принадлежащие к одному и тому же роду живых существ. Есть и такие, которые различны и по роду, но тождественны только в меру аналогии; таковы субстанция и число, которые не имеют общего рода, но согласуются друг с другом только по аналогии. Общим для последних является только сущее, но сущее не является родом, поскольку оно не сказывается ни о чем унивокально, но только по аналогии.

30 - Теперь, чтобы понять это, мы должны уяснить, что о вещах можно сказываться тремя способами: унивокально, эквивокально и по аналогии. Унивокально сказывается то, что сказывается одним и тем же именем в одном и том же смысле, то есть имеет место одинаковое определение. Так, например, бытие живого существа сказывается и о человеке, и об осле, поскольку и тот, и другой полагаются живыми существами, а кроме того, оба они являются одушевленными и ощущающими субстанциями, что составляет определение животного.

Эквивокально сказывается то, что сказывается одним и тем же именем о разных вещах в различных смыслах. Например, собакой называется и лающее животное, и небесное созвездие, причем и то, и другое совпадают только по имени, но не по определению или значению; ибо, как говорится в Метафизике (кн. 4. 9 Chapter 7, 1012a22-23.), то, что обозначается посредством имени, есть определение.

По аналогии есть сказывание, когда сказываются о многих вещах, имеющих разную природу, но которым приписывается что-то одно; как «здоровое» сказывается и о живом теле, и об моче, и о лекарстве, но оно показывает относительно этих отдельных вещей не то же самое, что относительно целого. Ибо моча полагается признаком здоровья, тело - предметом, лекарство - причиной; но все эти природы имеют отношение к одной цели - к здоровью.

Иногда те вещи, которые соответствуют друг другу по аналогии, то есть в пропорции или на основании сравнения или по своей согласованности, приписываются одной цели, как видно на предшествующем примере ["здоровья"]. Иногда одному деятелю; и так "врач" сказывается и о человеке, действующем посредством искусства [врачевания], и о человеке, действующем без такого искусства, например, о повитухе, и даже об инструментах, но все это возможно из-за отношения этих вещей к одной действующей причине – «врачебному искусству». Но иногда это возможно из-за приписывания одному субъекту; и так сущее сказывается и о субстанции, и о числе, и о качестве и прочих категориях. Но не совершенно в том же смысле, в каком субстанция есть сущее, сущими полагаются также число и прочее; но все полагается сущим постольку, поскольку относится к субстанции, которая представляет собой субъект всего прочего. И потому сущее сказывается прежде всего о субстанции, а уж затем только о другом; и потому сущее не является родом субстанции и числа, что никакой род не сказывается прежде всего и во вторую очередь о своих видах; но [сущее] сказывается [о субстанции, числе и прочем] по аналогии. Поэтому мы сказали выше, что субстанция и число различаются по роду, но совпадают по аналогии.

31 – Таким образом, вещи, которые тождественны нумерически, имеют форму и материю численно ту же самую, каковы Туллий и Цицерон. Вещи же, которые принадлежат одному и тому же виду, но нумерически различаются, не имеют форму и материю ту же самую нумерически, но тождественны с ней специфически, каковы Сократ и Платон. Далее, вещи, которые принадлежат одному и тому же роду, имеют общие родовые начала; так, душа и тело осла и лошади различны специфически, но тождественны генетически. И также вещи, сходные по одной только аналогии, имеют общие начала, соответствующие друг другу по аналогии или пропорционально. Ибо материя и форма, и лишенность, или потенция и акт суть начала субстанции и прочих родов. Однако, материя субстанции и числа, и сходным образом форма и лишенность того же различаются по роду, но сходны только по аналогии в отношении; и как материя субстанции соотносится с субстанцией по природе материи, так и материя числа соотносится с числом. И как субстанция есть причина всего, так и начала субстанции суть начала всякого другого.

                                        

                                 Перевод Костылева М. И.

Редакция 2011.

Tags: Аквинат, Католичество, Средние Века, Фома Аквинский, мои переводы, схоластика, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments