comiter_478 (comiter_478) wrote,
comiter_478
comiter_478

Categories:

Фома Аквинский. О началах природы (перевод).

St. Thomas Aquinas

De principiis naturae

ad fratrem Sylvestrum


ФОМА АКВИНСКИЙ.

О началах природы

(Перевод с латинского).

В 1991 году был опубликован перевод этой небольшой работы Аквината в книге "Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой" (перевод В.П. Гайденко), но сейчас эта книга малодоступна.

Глава первая Потенция и акт.

1 - Известно, что одни вещи могут быть, хотя и не существуют; другие же вещи существуют. Те, которые могут быть, называются существующими потенциально; те же, которые уже есть, называются существующими актуально. Но бытие вещи бывает двоякое: а именно - существенное или субстанциальное бытие, о котором говорится в высказывании «Человек есть», и это – бытие абсолютное (esse simpliciter); а также акцидентальное бытие, о котором говорится в высказывании «Человек есть белый», и это – бытие частное (esse aliquid).


2 - Для каждого из этих видов существования характерно некоторое потенциальное состояние. Так, бытию человека предшествует определенная потенция, а именно - семя и менструальная кровь, потенцией же для белого человека является сам человек. И как находящееся в потенции к бытию субстанциальному, так и находящееся в потенции к бытию акцидентальному может быть названо материей; в таком качестве выступает семя для человека и человек для белизны. Но между ними имеется и различие, поскольку материя, потенциально предшествующая субстанциальному бытию, называется «внешней» материей (ex qua); материя же, являющаяся потенцией для акцидентального бытия, называется «внутренней» материей (in qua). При этом установилось: то, что находится в потенции к акцидентальному бытию, именуется субъектом; то же, что находится в потенции к субстанциальному бытию, зовется собственно материей. И само положение дел, когда находящееся в потенции к акцидентальному бытию зовется субъектом, подразумевает, что в субъекте находятся акциденции, а не субстанциальная форма. И вследствие этого материя отличается от субъекта, поскольку субъект не есть то, что получает бытие от привходящего в него, но сам по себе обладает всей полнотой бытия, как человек не получает бытия от белизны. Но материя получает бытие из привходящего в нее, поскольку сама по себе она обладает несовершенным (incompletum) бытием. Поэтому в конечном счете, форма сообщает бытие материи, а субъект - акциденциям, хотя порою одно из них выступает за другое, а именно: материя за субъект и наоборот.

3 - Теперь, так же как все, что существует в потенции, может быть названо материей, так и все то, благодаря чему вещи обладают бытием, неважно, субстанциальным или акцидентальным, может быть названо формой. Так человек, будучи потенциально белым, становится белым в действительности посредством белизны, так и семя, являющееся потенцией к человеку, становится действительным человеком посредством души. И поскольку форма создает действительное бытие, она называется актом. Далее, та, которая производит субстанциальную действительность, называется субстанциальной формой, а порождающая акцидентальную действительность именуется акцидентальной формой.

4 - И поскольку возникновение (generatio) есть движение к форме, то двум видам формы соответствуют два вида возникновения: субстанциальной форме соответствует возникновение абсолютное или как таковое (generatio simpliciter); акцидентальной же форме - возникновение относительное или по модусу (generatio secundum quid). Ведь говорится, когда вводится субстанциальная форма, что вещь возникла как таковая, как когда мы говорим: человек появился или человек порожден. Когда же привносится акцидентальная форма, то не говорится, что вещь возникает как таковая, но говорится: возникает "это"; так, когда человек становится белым, мы не полагаем, что появляется или возникает человек как таковой, но полагаем, что он появляется или порождается белым.

И далее, этим двум видам возникновения противостоят два вида уничтожения (corruptio), а именно - абсолютное и относительное. При этом абсолютные возникновение и уничтожение существуют только в роду субстанций, а возникновение и уничтожение модификационные существуют во всех прочих родах. И поскольку возникновение есть некоторое изменение от небытия или не-сущего к бытию или сущему, а уничтожение - наоборот, от бытия к небытию, возникновение происходит не из любого небытия, а из такого, которое представляет собой сущее в потенции; так, статуя возникает из меди, которая находится к статуе не в акте, но в потенции.

5 - Поэтому, для того, чтобы было возникновение, требуются три вещи, а именно: (1) сущее в потенции, то есть материя; (2) небытие в действительности, то есть лишенность (privatio); и (3) то, благодаря чему возникает действительность, то есть форма. Например, когда статуя делается из меди, медь, пребывающая в потенции к форме статуи, есть материя; то же, что составляет ее бесформенность и беспорядочность, есть лишенность; очертания же, образующие статую, есть форма; однако, это - не субстанциальная форма, но акцидентальная, потому что медь до наделения ее формой уже пребывала в действительности (медности), и это ее бытие не зависит от очертаний статуи. Вообще все искусственные формы акцидентальны - ведь искусство творит только на основе того, что уже содержится в вещах от природы.

Глава вторая Сущностные начала изменения: Материя - Форма - Лишенность.

6 - Таким образом, имеются, три начала природы - материя, форма и лишенность; одно из них, а именно форма, есть то, ради чего происходит возникновение, а два других начала присущи тому, из чего нечто возникает. Поэтому материя и лишенность тождественны по своему субъекту, но различаются в уме. Ибо одна и та же вещь, является медной (некоторым образом уже оформленой), и в то же время до привнесения в нее формы (статуи) -бесформенной, но она именуется медной (оформленной) и бесформенной в разных отношениях. Поэтому лишенность полагается не необходимым началом, а побочным, поскольку оно совпадает с материей; так же, как мы говорим, что врач занимается строительством случайно. Ибо врач строит не потому, что он - врач, но потому, что он - строитель, который, однако, совпадает с врачом в одном субъекте.

Однако, акцидентально сущее бывает двух видов: то, которое, будучи необходимо присущим вещи, не может быть отделено от нее, каковым можно назвать человеческий смех; и то, которое, не являясь необходимым для вещи, может быть отделено от нее; какова белизна человека. И хотя лишеность является побочным началом, отсюда не следует, что оно не необходимо для возникновения, потому что материя никогда не находится в отрыве от лишенности, поскольку, когда она находится под одной формой, наличествует лишенность другой, и наоборот; так, в огне имеется лишенность воздуха, а в воздухе - лишенность огня.

7 - И мы должны обратить внимание, что хотя возникновение происходит из небытия, мы полагаем началом не отрицание (negatio), но лишенность, поскольку отрицание не относится к определенному предмету. Ибо "не видит" можно приписать даже к нереальным существам, например, можно сказать, что химера не видит, и точно так же можно сказать и о реальностях, природа которых не располагает к тому, чтобы они видели, например, о камнях. Но лишенность относится только к определенным предметам, природа которых располагает к некторому обустройству (in quo scilicet natus est fieri habitus), поэтому слепота характерна лишь для тех, чья природа обязывает к зрению. И поскольку возникновение происходит не из абсолютно не-сущего, а из не-сущего, которое приличествует какому-то субъекту, и не любому, а определенному, - ведь не из всякого не-огня возникает огонь, но из такого, природе которого подобает появление формы огня, - именно постольку полагается, что лишенность есть начало.

Но лишенность отличается от других начал, поскольку другие - материя и форма - существуют и в бытии, и в становлении. Ведь для того, чтобы возникла статуя, нужна медь и подходящий статуе образ, и точно так же, когда статуя уже есть, должны наличествовать оба эти начала. Однако лишенность - начало в возникающем, но не в существующем, потому что, пока статуя делается, она не является должной статуей. Ибо если она была бы таковой, то она бы не возникала, поскольку появляющееся существует только рядоположенным образом. Но уже с того момента как статуя есть, в ней нет лишенности статуи, поскольку утверждение и отрицание не могут существовать одновременно, и, аналогичным образом обстоит дело с лишенностью и обустройством. Итак, лишенность, как раскрыто выше, есть побочное начало, два же других являются началами необходимыми.

8 - Из того, что мы сказали, также ясно, что в определениях ума материя отличается от формы и от лишенности. Ведь материя есть то, в чем мыслится форма и лишенность, как и в меди мыслятся очертание и бесформенность. Иногда материя подразумевает лишенность, иногда - нет; например, медь, составляющая материю статуи, не подразумевает лишенности, так как, говоря "медь", я не мыслю ничего беспорядочного или бесформенного. Но мука, являющаяся материей относительно хлеба, подразумевает в себе лишенность формы хлеба, так как, говоря "мука", я обозначаю тем самым противоположную хлебной форме беспорядочность, хаотичность. И поскольку при возникновении материя или субъект остается той же самой, а лишенность и составленность из формы и материи - нет, постольку материя, не подразумевающая лишенность, является пребывающей, а та, которая подразумевает лишенность - преходящей.

9 - Должно также быть отмечено, что материя может представлять из себя состав под формой. Такова, скажем, медь: хотя она относительно статуи есть материя, сама она, однако, есть состав из материи и формы; и потому медь не зовется первой материей, что она имеет свою материю. Такая же материя, которая мыслится без какой-либо формы и лишенности, но является их подлежащим, называется первой материей (materia prima) в силу того, что ей не предшествует никакая другая материя. Ее также называют "hyle"(ulh).

10 - И так всякое определение и всякое познание существует благодаря форме, то первая материя не может быть познана или определена через себя, но через составленность. Из чего следует, что первая материя - это то, что таким образом относится ко всем формам и лишенностям, каким медь относится к статуе и отсутствию очертаний статуи. И такая материя зовется первой в абсолютном смысле. Можно, конечно, назвать нечто первой материей относительно какого-то рода; так, вода выступает первой материей для всего, принадлежащего к роду жидкости. Однако, таковое не является абсолютно первым, поскольку вода представляет собой составленность из материи и формы; и поэтому она имеет предшествующую ей материю.

11 - И мы должны знать, что первая материя, а также форма, не возникают и не уничтожаются, поскольку всякое возникновение есть переход из чего-то во что-то. То, из чего происходит возникновение, есть материя; то же, к чему оно приходит, есть форма. Таким образом, если бы материя или форма возникали бы, имелась бы материя материи и форма формы до бесконечности. Поэтому, строго говоря, возникновение подобает только составам.

12 - Мы должны также знать, что первая материя нумерически одна во всех вещах. Но то, что одно по числу, полагается в двух смыслах. В одном смысле - когда оно обладает единичной определенной формой типа Сократа; и в этом смысле первая материя не может быть нумерически одной, так как в себе она не несет никакой формы. Также полагается нумерически одним то, что не испытывает разделения, произведенного природой численных различий; и согласно этому способу первая материя является нумерически одной, поскольку она мыслится свободной от всякого подразделения, от которого происходит численное различие.

13 - Наконец, мы должны знать, что, хотя материя не обладает по своему определению какой-то формой или лишенностью так же, как в меди по ее понятию нет ни очертаний, ни бесформенности, однако фактически она никогда не свободна от формы и от лишенности. Ибо иногда она находится под одной формой, а иногда - под другой. Но никогда первая материя не может существовать сама по себе, поскольку по ее понятию она не обладает никакой формой, а значит - не имеет действительного существования, так как оно проистекает лишь от формы; но она существует только потенциально. И поэтому что-либо существующее актуально не может быть названо первой материей.

 

Глава третья Деятель и цель: Причины - элементы - начала

14 - Таким образом, из сказанного ясно бытие трех начал природы, а именно: материи, формы и лишенности. Но для возникновения чего-то их недостаточно. Ибо существующее в потенции не может само себя привести к акту; так медь, являющаяся потенцией для статуи, не производит сама статую, но требует мастера, который привел бы форму статуи из потенции в акт. В свою очередь форма не способна перевести себя из потенции в акт (под формой возникшего в данном случае понимается предел возникновения). Ведь форма существует лишь в созданном бытии; то же, что создается, существует в становлении, то есть пока вещи нет. Таким образом, помимо материи и формы должно быть какое-то начало, которое действует, и оно названо действующей причиной, а также двигателем, деятелем, началом движения.

15 - И потому как, о чем Aристотель говорит в Метафизике (Кн. 2, 994b9-16.), все, что действует, является таковым для чего-то, должно быть четвертое начало, а именно то, ради чего производитель кладет свои силы, и оно именуется целью.

И мы должны знать, что, хотя всякий деятель, как природный, так и свободный, стремится к цели, однако из этого не вытекает, что все они знают цель или обдумывают ее. Ведь познавать цель необходимо подобает тем деятелям, действия которых неопределенны и могут быть нацелены на противоположное, что характерно для деятелей свободных; и поэтому им нужно знать цель, посредством которой их действия получают определенность. Но у естественных деятелей действия определены сразу, следовательно, им не нужно выбирать действие, которое ведет к цели. И Авиценна приводит пример с кифаристом, которому нет необходимости обдумывать каждый удар по струнам, так как они определены им самим сразу; в противном случае в промежутках между ударами существовала бы задержка, и звучание было бы нескладным. Что же касается обдумывания цели, то кажется, что скорее оно характерно для свободного деятеля, чем для природного, и поэтому ясно, что если свободный деятель, которому обдумывание более подходит, иногда не делает это, то это тем более присуще естественному. Следовательно, возможно, что естественный деятель стремится к цели, не думая о ней, и такое устремление к цели есть ни что иное как естественная склонность.

16 - Из сказанного, таким образом, ясно, что существует четыре причины, а именно материальная, действующая, формальная и конечная. И хотя, как говорится в Метафизике (кн. 5, 1013a14-21) начала и причины полагаются взаимозаменяемыми понятиями, но в Физике ( 189b16 и 191a14-23) Аристотель устанавливает четыре причины и три начала. К причинам здесь он относит причины как внешние, так и внутренние. Материя и форма относятся к внутренним причинам, так как представляют собой части, устрояющие вещь; деятель же и цель полагаются внешними причинами, поскольку находятся вне вещи. Но только внутренняя причина берется в качестве начала. Лишенность же не включена в число причин, поскольку представляет собой побочное или акцидентальное начало, как уже сказано. И, полагая четыре причины, мы мыслим их как причины сущностные, к которым сводятся акцидентальные причины, поскольку все акцидентальное сводится к сущностному.

17 - Но хотя Аристотель в Физике признал началами только внутренние причины, однако, как говорится в Метафизике (1070b22-26), началами являются как причины, содержащиеся в вещах, то есть элементы, из которых состоит вещь, так и причины внешние. Причиной же именуется и то, и другое, то есть и собственно причина, и начало, хотя иногда одно может выступать на месте другого; причина может быть названа началом, а начало - причиной.

Однако, причина, кажется, добавляет кое-что сверх понятия начала, понимаемого в общем смысле, поскольку все выступающее первым, неважно, следует из него бытие последующего, или нет, может быть названо началом. Как мастер именуется началом ножа, поскольку тот получил бытие из деятельности мастера; так и когда вещь изменяется от черноты до белизны, полагается, что черное есть начало такого изменения, и вообще все, с чего движение начинается, именуется таковым, однако черное не есть то, из чего заключается белое. Но причиной называется только то первое, из которого вытекает бытие последующего, поэтому причина есть то, из чего следует бытие иного. И, соответственно, то первое, с которого начинается движение, не может быть названо сущностной причиной даже если оно зовется началом.

И по этой причине лишенность помещена среди начал, а не среди причин, потому что лишенность - это то, откуда начинается возникновение, но оно может быть названо акцидентальной причиной постольку, поскольку оно совпадает с материей, как объяснено ранее.

18 – А элементами зовутся только такие причины, которые лежат в основе состава вещи, и которые сами по себе материальны. При этом элементом полагается не всякая материальная причина, а только первая из лежащих в основе состава. Так, мы не говорим, что органы человека суть его элементы, поскольку сами органы составлены из других; но говорим, что земля и вода суть элементы, поскольку они не составлены из других тел, но сами представляют собой первую основу всех тел природы. Поэтому Аристотель говорит в Метафизике (Кн. 5, 1014a26-27), что "элемент есть первооснова вещи, из которой она составлена, и находится в ней, и которая неделима на другие виды".

Объяснение первой части определения, а именно "первооснова вещи, из которой она составлена", ясно благодаря сказанному нами. Вторая часть, а именно «и находится в ней» кладется для отличия элемента от той материи, которая полностью преходит в процессе возникновения; так, хлеб есть материя крови, но кровь возникает только от прехождения хлеба как такового, поэтому хлеб как таковой не сохранен в крови, и, следовательно, нельзя сказать, что хлеб есть элемент крови. Но элемент должен каким-то образом сохраняться, ибо, как сказано в книге "О возникновении и уничтожении" ( 327b30)., все не может преходить. Третья часть "и не разделяется на виды" кладется для отличия элементов от вещей, которые имеют различные по форме части, то есть части, различающиеся по виду; такова, например, рука, частями которой выступают плоть и кость, отличающиеся по виду друг от друга. Но элементы не подразделяются на части, представляющие собой различные виды, например, такова вода, каждая часть которой также является водой. Ведь для существования элементов не запрещено разделение по числу, но достаточно, если они не разделены по видам; и даже если они никаким образом не разделены, они именуются элементами, каковы буквы, являющиеся элементами слова.

Таким образом, из сказанного ясно, что в определенном смысле начало шире причины, а причина шире элементов; о чем говорит Комментатор относительно Метафизики.

Глава четвертая Как причины связаны

19 - Таким образом видя, что имеется четыре рода причин, мы должны знать, что не является невозможным, чтобы одна и та же вещь имела несколько причин; так, например, у статуи причинами выступают медь и ваятель, но ваятель представляет собой действующую причину, а медь - материальную. И также не невозможно, чтобы одна и та же вещь была причиной противоположных следствий, как капитан есть причина безопасности корабля и его потопления; но последнее происходит, когда капитан отсутствует, а первое - когда он присутствует.

   

20 - Также, мы должны обратить внимание, что возможно, чтобы одна и та же вещь была и причиной и следствием в одном и том же отношении, но различными способами; например, прогулка является причиной здоровья как действующая причина, но здоровье, в свою очередь, есть причина прогулки как ее конечная причина; ибо иногда прогулка возможна ради здоровья. И также тело есть материя души, душа же есть форма тела.

Ибо действующая причина названа причиной относительно цели, так как цель существует в действительности только посредством действия деятеля; но цель, с другой стороны, названа причиной действующей причины, так как деятель совершает свое действие только через устремление к цели. Следовательно, действующая причина - причина того, что выступает целью, какова прогулка для здоровья; тем не менее, действующая причина не принуждает цель быть целью и, поэтому, она - не причина причинности цели, то есть она не заставляет цель быть конечной причиной; также, как врач, например, делает так, чтобы здоровье было в действительности, тем не менее, он не делает здоровье целью. Цель же не выступает причиной действующей причины, но является причиной того, чтобы действующая причина была как таковая. Ибо здоровье не принуждает врача быть врачом (здоровье, которое есть результат трудов медика), но принуждает его быть действующей причиной. Следовательно, цель есть причина причинности деятеля, поскольку она делает его тем, кто он есть; и подобным образом цель относится и к материи, и к форме, поскольку материя воспринимает форму только ради цели, и форма устрояет материю только ради того же. Поэтому цель называется причиной причин - она есть причина причинности во всякой причине.

Кроме того, материя именуется причиной формы постольку, поскольку форма существует только в материи; и сходным образом форма является причиной материи постольку, поскольку материя существует в действительности только посредством формы. Ибо материя и форма полагаются относительно друг друга, как говорится в Физике (кн.2 195a8-11.). Полагается ведь, что они относятся к составу как части к целому и как простое к сложному.

21 - Но так как всякая причина, поскольку она является таковой, естественным образом предшествует причиненному, мы должны обратить внимание, что предшествующее может пониматься двояко. Как говорит Аристотель в книге "О животных" (16, 742a19-22.) из-за этого различия в значении вещь может быть названа относительно одного и того же предшествующей и последующей, причиной и причиненным. Полагается ведь, что вещь предшествует другому по возникновению и по времени, а также по сущности и полноте. Следовательно, так как деятельность природы следует от несовершенного к совершенному и от неполного состояния к полному, то несовершенное существует прежде совершенства по возникновению и времени, но совершенное существует прежде несовершенного по сущности; как муж существует до мальчика по полноте и сущностно, но мальчик существует до мужа по времени и согласно возникновению. Но, хотя в мире текущих вещей (rebus generabilibus) несовершенное существует прежде совершенного, а потенция существует прежде акта, принимая, что в некотором отношении несовершенное первичнее совершенного, а потенция первичнее действительности, нужно, строго говоря, подчеркнуть, что в конечном счете первыми существуют все же акт и совершенство, поскольку то, что приводит потенцию к акту, само актуально существует, и то, что устрояет несовершенное, само существует совершенным образом.

Материя существует прежде формы по возникновению и времени; ибо прежде существует то, во что нечто привходит, нежели то, что привходит. Но форма существует прежде материи по сущности и полноте бытия, поскольку материя обладает полнотой бытия только посредством формы. И сходным образом действующая причина предшествует цели по возникновению и времени, ибо деятель производит движение к цели; но цель предшествует деятелю, асколько он таковым является,по сущности и полноте бытия, ибо действие деятеля может быть выполнено лишь благодаря цели. Таким образом, эти две причины, а именно материальная и действующая, существуют прежде в порядке возникновения, а формальная и конечная причины существуют прежде в порядке совершенства.

22 - И должно, кроме того, быть понято, что необходимость бывает двоякой, а именно абсолютной и условной. Абсолютная необходимость – та, которая происходит от первых в порядке возникновения причин, а именно от материальной и действующей; какова необходимость смерти, вытекающей из материальности вещи, а именно из наличия противоположностей, составляющих эту вещь. И эта необходимость названа абсолютной, поскольку нет ничего, что могло бы встать на ее пути; но также она называется и материальной необходимостью. Необходимость же условная происходит от вторичных в порядке возникновения причин, а именно от формальной и конечной; так, мы говорим, что если должен быть рожден человек, то необходимым образом должно быть зачатие. И такая необходимость называется условной, поскольку то, что вот эта женщина зачала, является необходимым не в абсолютном смысле, но в силу условия «если должен быть рожден человек». И такая необходимость называется необходимостью цели.  

23 - Мы должны также знать, что три причины, а именно, формальная, конечная и действующая, могут совпадать в одной вещи, что ясно в возникновении огня. Ибо огонь рождает огонь, поэтому огонь - действующая причина в той мере, поскольку он производит огонь; также, огонь - формальная причина, поскольку он делает актуальным то, что было прежде в потенции; и также, огонь - конечная причина, поскольку деятель к нему устремляется и поскольку он определяет работу самого деятеля.

Но имеются два вида цели, а именно, цель возникновения и цель готовой вещи. Это можно увидеть на примере возникновения ножа; ибо форма ножа - цель возникновения ножа, целью же самого готового продукта - ножа - выступает его работа. Иногда цель возникновения совпадает с двумя названными выше (формальной и действующей) причинами, а именно тогда, когда производитель принадлежит к тому же виду, что и продукт; как человек рождает человека, а олива – оливу; и при таком совпадении нельзя понять цель произведенного. Однако мы должны знать, что цель тождественна форме нумерически, поскольку форма продукта и цель возникновения нумерически тождественны. В свою очередь с действующей причиной цель тождественна не нумерически, а специфически. Ибо невозможно, чтобы производитель и продукт были бы нумерически тождественны, но они могут быть тождественны специфически; как, когда человек порождает человека, человек рождающий и человек рожденный нумерически различны, но специфически тождественны.   

Что касается материальной причины, то она не совпадает в одной и той же вещи с другими причинами, так как материя, будучи потенциально сущим, несовершенна по определению; другие же причины, будучи актуально сущими, совершенны по определению; совершенство же и несовершенство не совпадают в одном и том же.



Продолжение следует...


Tags: Аквинат, Католичество, Средние Века, Фома Аквинский, мои переводы, схоластика, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments