comiter_478 (comiter_478) wrote,
comiter_478
comiter_478

Category:

О. Севастьян Сабол. Католичество и Православие (Книга 1, Часть 5.2)



2. Углубление и рост папского авторитета

В IV-м веке мы имеем уже два вселенских Собора, что в предыдущем разделе сами за себя говорили о признании Востоком первенства римского архиерея. С того времени имеем также хорошие свидетельства великих восточных св. Отцов: Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Назианина, Григория Нисского, о которых уже было упоминание выше. Но кроме тех светочей первоначального и чистого православия, имеем очень хорошее свидетельство св. Оптата Милевитского (ум. в Нумидии, 384), который против еретиков донатистов писал: "Ты не можешь отрицать, что знаешь, что епископская кафедра в городе Риме была дана первому – Петру, на коей сидел глава (caput) всех апостолов Петр..., дабы в сей (in qua) кафедре всеми сохранялось единство, так чтобы остальные апостолы не защищали каждый отдельную (singulas) кафедру; так чтобы оказывался отщепенцем и грешным тот, кто противопоставит исключительной (singularem) кафедре (какую-либо) другую"[1]
.


В том же IV-ом веке много вытерпел от ариан и арианских императоров один из виднейших столпов истинного православия — св. Афанасий Великий (ум. в 373), патриарх Александрии. За свою верность Христовому учению этот Святой целых пять раз вынужден был идти в ссылку. Но, между тем, призванный папой Юлием, он добрался до Рима, где и был признан законным патриархом Александрии. А врагам св. Афанасия папа писал: "Почему именно про Александрийскую Церковь ничего не было написано до нас? Или не знаете, что есть такой обычай, чтобы прежде всего написать нам... ибо то, что мы приняли от блаженного Апостола Петра, то вам и объявляю"[2].

В 343 г. состоялся большой и очень знаменательный поместный Собор в Сардикии (нынешняя София в Болгарии). Как пишет православный Суворов, "Сардикский собор «из почтения к памяти апостола Петра» признал за римским епископом высшую судебную власть для целой церкви… Это признание имело тот смысл, что, в случае жалобы несправедливо осужденных восточными соборами епископов, папа, как скоро он найдет жалобу основательной, может составить новый собор для переисследования и перерешения"[3]. Постановления того поместного Собора имели своей целью нормировать и упорядочить прежние массовые апелляции иерархов к высшей инстанции в Риме [4]. В письме папы Юлию I, Отцы этого Собора писали, что для священников со всех мест наилучшим и правильным будет соотноситься с главой, то есть — с кафедрой св. Петра [5]. Сардикские же правила, VII вселенский Собор в Никее в 787 г., принял за свои и провозгласил их для всей Церкви[6].

В V-м веке, кроме свидетельств двух новых вселенских Соборов и кроме замечательных текстов св. Иоанна Златоуста и св. Астерия Амасийского, которые мы приводили уже выше, стоит здесь добавить свидетельство св. Кирилла Александрийского (ум. 444). Этот Святой послал папе Келестину документы, доказывающие еретичность взглядов и учения цареградского архиепископа Нестория, и спрашивал епископа Рима: "Должно ли нам еще иметь общение с ним или прямо объявить, чтобы никто не входил в общение с ним, когда он остается с таким образом мыслей и так учит? Суждение твоего благочестия об этом деле надобно будет письменно передать также благочестивейшим и боголюбивейшим епископам Македонии и всем прочим пастырям восточных Церквей". А спрашивал он далекого епископа Рима, потому что "давний обычай Церквей указывает входить в сношение с твоим благочестием"[7].

В том же веке блаженный Феодорит Кирский, защищаясь от подозрения в ереси ариан, так писал к папе св. Льва Великого: "Если Павел, глашатай истины, труба Святого Духа, обратился к великому Петру,… то тем более мы, незначительные и маленькие, прибегаем к вашему апостольскому престолу, чтобы получить от вас врачевание язвам Церквей, ибо вам прилично быть первенствующими во всем, так как ваш престол украшается многими преимуществами... Но в особенности его украшает вера... Просим, и молим, и умоляем твою святость помочь обуреваемым церквам Божиим... Я ожидаю решения вашего апостольского престола, прошу и умоляю твою святость позволить мне явиться по вызову к правильному и справедливому суду вашему ... Я жду вашего решения. И если постановите, чтобы я оставался при этом осуждении (ариане сместили его с епископской кафедры), то я останусь…"[8]

К сожалению, этот V-ый век знаменателен для Церкви и для церковного единства также и тем, что в результате переноса столицы империи из Рима в Константинополь (Царьград), наполовину языческие императоры начали считать себя по старинному языческому обычаю одновременно и главами Церкви, "внешними епископами". Этой идее, к сожалению, начали мало-помалу поддаваться и некоторые иерархи востока, в основном те, которые были ближе к императору и его милости. Как пишет православный канонист Суворов, "Собор 448 г. в Константинополе приветствовал Феодосия II, как первосвященника и императора"[9].Такие императоры, имея на своей стороне и на стороне римско-языческой идеологии часть иерархов, ощущали себя еще более правыми управлять Церковью и начали издавать религиозно-церковные декреты и приводить их в жизнь насилием и преследованиями. Так, в 475 г., император Василиск "осудил" все постановления халкидонского вселенского Собора и угрозами заставил около 500 епископов дать согласие на такой его шаг. Поддался даже патриарх Царьграда Акакий, которого папа тотчас же проклял за ересь монофизитства. "В самом Константинополе, - как пишет православный Ф. А. Терновский, - папа имел себе единомышленников в рядах крайних ортодоксов... Один фанатичный из них, во время соборного служения патриарха Акакия, приколол ему к облачению папскую анафему; и тотчас же был убит... На анафему папы константинопольский патриарх ответил анафемой... Унийным стремлениям византийских императоров (которые стремились смешать ересь с православным учением — наша заметка) всегда противодействовали греческие ревнители православия"[10].

Перевод с украинского
О. Себастьян Сабол. "Католичество и Православие", Нью-Йорк, 1955, с.179-182



[1] Mansi Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Florentiae, 1759, t. XI, colona 947
[2] Migne, P. G., t. 25, 318.
[3] Учебник церковного права, с. 47. См. также: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvorov/uchebnik-tserkovnogo-prava/1_2_9
[4]
Православная Богословская Энциклопедия, С-Петербург, 1900, т.1, с. 981.
[5] Hefele Ch., Histoire des Conciles, Paris, 1907, v. I, 769-770
[6] А. Волконский, Католичество и Священное предание Востока, Париж, 1933, с.227-228
[7] Деяния Вселенских Соборов, Казань, 1873, т. I, с. 358. См. также: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/kelestinu
[8] Творения бл. Феодорита, Сергиев Посад, 1907, т. VII, с. 132-136. См. также: http://providenie.narod.ru/0881.html
[9] Учебник церковного права, с. 40. См. также: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvorov/uchebnik-tserkovnogo-prava/1_2_8
[10] Грековосточная Церковь в период Вселенских соборов, Киев, 1883, с. 250 и 384
Tags: Севастьян Сабол, мои переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments