comiter_478 (comiter_478) wrote,
comiter_478
comiter_478

Category:

Св. Фома Аквинский_Экспозиция на Апостольский Символ веры (Глава 1)



Thomas Aquinas. Expositio in Symbolum Apostolorum. Articulus 1.

"Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли - Credo in Deum Patrem omnipotentem, Creatorem caeli et terrae".


8. Среди всех истин, в которые верующие должны верить, первое место занимает та истина, что существует один Бог. Нам необходимо рассмотреть, что означает слово «Бог», и под ним мы понимаем не что иное как «Правителя» и «Промыслителя» всех вещей. Таким образом, верует в Бога тот, кто верит, что все в этом мире управляется и предопределяется Им. Тот же, кто верит, что происхождение всех вещей случайно, не верит  в существование Бога. Но никто не является настолько глупым, чтобы отрицать, что вся природа, которая действует в определенное время и в определенном порядке, подпадает под власть, провидение и упорядочивание кем-то. Мы видим, как солнце, луна, и звезды, и все природные вещи держатся четкого курса, что было бы невозможно, если бы они были лишь продуктами случая. Следовательно, как говорится в Псалме, действительно глуп тот, кто не верит в Бога: “сказал безумец в сердце своем: нет Бога” [Пс 13:1].

9. Есть такие, однако, кто хотя веруют, что Бог управляет всеми природными вещами и обустраивает их, и, тем не менее, не веруют, что Бог - Промыслитель поступков человека; потому что они считают, что человеческие деяния не подпадают под Божье провидение. Они думают так, потому что, наблюдая, как в этом мире добрых людей притесняют, а дурные наслаждаются жизнью, делают из этого вывод, что Божественное Провидение, по-видимому, пренебрегает человеческими делами. Отсюда и слова Иова, выраженные от их лица: “Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу”[1]. [22:14]. Но это на самом деле абсурдно. Это просто как если бы не знакомый с медициной человек, видя как врач дает пить согласно медицинскому предписанию одному больному воду, а другому вино, верил бы, что это происходит случайно, поскольку он не понимает медицинской науки, которая по уважительным причинам предписывает давать одним вино, а другим воду. Так же дело обстоит и с Богом. Ибо Бог по уважительной причине и мудрости Своего Провидения знает, что хорошо и необходимо для человека; и поэтому он делает так, что притесняются некоторые люди, которые являются добрыми и [c другой стороны]  позволяет процветать некоторым дурным людям. Но поистине глуп тот, кто считает это случайно обусловленным, потому что он не знает причины и способы отношения Бога с людьми. “Если бы Бог заговорил с тобой, и отверз уста свои к тебе, то мог бы показать тебе тайны премудрости, и, что его закон является многогранным: и ты бы понял, что он взыскивает гораздо меньше, чем за беззакония твои, некоторые из которых Он предал забвению [2] [Иов 11:5-6].

10. И поэтому мы должны твердо веровать, что Бог располагает не только всю природу, но и поступки людей и управляет [ими].  «И сказали: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?  Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?   Господь знает мысли человеческие» [Пс 93:7-11]. Бог видит все, и наши помыслы и скрытые желания нашей воли. Таким образом, необходимость совершать добрые дела особенно налагается на человека, поскольку все его мысли, слова и действия явлены взору Божьему: “все обнажено и открыто перед очами Его ” [Евр 4:13].

11. Мы должны верить, что Бог, который располагает все вещи и царствует [над ними] есть единый Бог. И это так, потому что [даже] расположение в человеческих делах хорошо организовано там, где множество частей управляется и обустраивается единым целым. Ведь несколько руководителей зачастую привносят разлад у их подданных. Но поскольку Царство Божие превышает человеческие царства во всех отношениях, очевидно, что мир управляется не многими богами, но только Единым.

Причины, по которым люди веруют в нескольких богов.


12. Существует четыре причины, которые побудили людей верить в несколько богов:

И первая (1) – это тупость человеческого разума. Ибо люди с тупым умом не в состоянии выйти за пределы телесного и верить во что-то за пределами чувственно-воспринимаемых вещей. Поэтому они полагали, что в мире занимают главенствующее положение и правят остальными такие тела, которые их взору казались более прекрасными и ценными. И таким телам как солнце, луна и звезды они приписывали [природу богов] и воздавали поклонение как богам. И с ними происзодит как с человеком, идущим к царскому двору, чтобы увидеть царя, который верит, что всякий роскошно одетый или занимающий служебное положение является царем. “Почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.

Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов,...”[3]
[Прем 13:2-3]. "Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет" [4]
. [Ис.51:6].

13. Вторая причина(2) проистекала из человеческой лести. Ибо некоторые люди, желая польстить царям и сильным мира сего,  в своем повиновении и покорстве продемонстрировали им честь, которая приличествует одному лишь Богу. Поэтому после смерти этих правителей, иногда люди делали их богами, а иногда их правозглашают богами даже при их жизни. “Чтобы всякий народ знал, что Навуходоносор – Бог на земле, и кроме него нет никакого другого” [Иудифь 5:29][5].

14. Третья причина (3) заключается в человеческой привязанности к детям и родственникам. Ибо некоторые, из-за чрезмерной любви, которую они испытывали к своим [родственникам], возводили им статуи после их смерти, и постепенно этим статуям начали возносить божественное поклонение. “они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам” [Прем 14:21].

15. Четвертая причина (4) состоит в злобе диавола. Ибо диавол с самого начала хотел быть равным Богу, и поэтому он сказал: "вознесу престол мой от севера, взойду на небо, буду подобен Всевышнему"[6] [Ис. 14:13-14]. И от этого желания диавол никогда не отказывался. Вся его цель состоит в том, чтобы люди поклонялись ему и приносили жертвы; и он находит удовольствие не в собаке или кошке как таковых, которые ему предлагаются,  но он находит удовольствие в том, что ему оказывается почитание как Богу. Так, он говорил Христу: “Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне” [Мф 4:9]. Поэтому про внутреннюю суть идолов сказано, что они будут почитаться как боги. “Ибо все боги народов – идолы[7] [Пс 105:5]. “Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу” [1 Кор 10:20].

16. Хотя это и поразительно, однако зачастую многие люди подпадают под действие этих четырех причин. И пусть не словами, и не сердцем, но своими делами они показывают,  что веруют во многих богов. Ибо те, кто веруют, что небесные тела могут влиять на волю человека, и совершают свои дела с оглядкой на астрологию, по сути делают небесные светила богами, и покоряются им. “Не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота” [Иер 10:2-3]. Также все те, кто повинуется земным царям больше, чем Богу, или в том, в чем слушаться их не следует, ставят их для себя как богов. “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5:29). Также показывают своими действиями, что верят во множество богов и те, которые любят своих сыновей и близких больше, чем Бога; точно так же, как те, кто любит еду больше, чем Бога: “их Бог -  чрево” [Фил 3:19]. Более того, все, кто связывается с чародейством или заклинаниями веруют, что демоны – это  боги, потому что они ждут от демонов того, что может дать только Бог, например открытия будущего или потаенных вещей. Мы должны, поэтому, верить, что есть только один Бог.

17. Было показано, что мы должны, во-первых, верить в существование только одного Бога. Во-вторых же [следует верить в то], что этот Бог есть Творец и создатель неба и земли, всего видимого и невидимого. И оставляя в настоящем [рассмотрении] ухищренные доводы в стороне, покажем на простом примере, что все сотворено и соделано Богом.


Если человек, входя в некий дом, ощущает тепло у дверей дома, пройдя же далее вглубь дома, ощущает тем большую теплоту, чем далее он зашел, то он поверит, что внутри есть огонь, даже если он этого огня, вызвавшего ощущаемое им тепло, не видит. И точно так же обстоит дело, когда мы рассматриваем вещи этого мира. Ибо мы находим все вещи расположенными сообразно различным степеням красоты и благородства, и чем более вещи приближены к Богу, тем более красивыми и лучшими они обнаруживаются. Поэтому небесные тела являются более красивыми и благородными, чем тела подлунного мира [8]; а невидимое красивее и благороднее видимого. Следовательно, подобает верить, что все эти вещи имеют причину в Едином Боге, Который дарует свое бытие и благородство единичным вещам. “ Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника… ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их” [Прем 13:1,5]. Таким образом, для нас должно быть несомненно, что все вещи в мире происходят от Бога.

Errors - Заблуждения

18. Относительно истины [Единого Бога] имеются три заблуждения, которых нам следует избегать. Во-первых (1), заблуждение Манихеев, которые говорят, что все видимое создано диаволом, и только невидимое творение относится к созданному Богом. Причиной этого заблуждения является их утверждение, что Бог – это высшее благо, которое является истинным; а то, что происходит от благого, само по себе является благом. Таким образом, не различая, что есть зло и что есть добро, они считали, что частичное зло есть в то же время зло по сути—как, например, огонь жжет, потому что он есть по сути зло, как и вода, поскольку она вызывает удушье, и так же обстоит дело с другими вещами. Поэтому, коль скоро ни одна из чувственно воспринимаемых вещей не является благом по сути, но содержит в себе примесь зла и ущербность, они верили, что все видимые вещи созданы не благим Богом, но злым [богом]. Против них Св. Августин приводит такой пример. Некий человек вошел в магазин плотника и наткнулся на инструменты, на которые упал и которые нанесли ему раны. Но  если он [в этой ситуации] будет рассматривать плотника как плохого работника, поскольку тот соделал и держит [у себя] такие инструменты, то это было бы действительно глупо с его стороны, ибо плотник держит их у себя для своей работы. Точно так же абсурдно утверждать, что творение  есть зло, поскольку оно в чем-то вредно; ибо то, что вредно одному, может быть полезно другому. Это заблуждение противоречит вере Церкви, и в опровержение этого мы говорим: “видимого всего и невидимого» [Н-К Символ веры]. “В начале сотворил Бог небо и землю” [Быт 1:1]. “Все чрез Него начало быть” [Ин. 1:3].

19. Второе заблуждение имеют те, кто полагает, что мир существует от вечности: “Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же”. [2 Пет 3:4]. Они пришли к этому мнению, потому что они не знают, как представить себе начало мира. С ними происходит, как говорит рабби Моисей, как с мальчиком, который сразу после рождения был помещен на остров, и никогда не видел ни беременной женщины, ни рождения ребенка; и когда он вырос и получил бы разъяснение того, как человек появляется на свет, он не поверил бы,  что человек мог некогда зачинаться, быть в утробе матери и рождаться, поскольку ему все это не представлялось бы ему возможным. Так и те, кто рассматривает мир как он есть сейчас, не верят, что он имел начало. Это также противоречит вере Церкви, и поэтому в опровержение этого мы говорим: “Творца неба и земли” (СВ). Ибо если они были созданы, они не существуют вечно. “ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились
[9] [Пс 148:5 ].

20. В-третьих,  имеется заблуждение, гласящее, что Бог создал мир из уже существующей материи (ex praejacenti materia). И утверждающих это привело к этому мнению то, что они пытались измерять Божественную силу подобно человеческой силе; а поскольку человек не может сделать ничего, кроме как из материала, который уже лежит под рукой, то они решили, что сходным образом дело обстоит и с Богом, а именно, что при создании вещей Ему требуется уже существующая материя. Но это ошибочное мнение. Ибо человек нуждается в материи, чтобы сделать что-нибудь, постольку, поскольку он является относительным создателем вещи и должен привнести форму в определенную материю, в уже нечто предположенное. И это так, потому что мастерство человека определяет только форму его работы, и может выступать только причиной формы того, что он создает. Бог, однако, является всеобщей причиной всех вещей, Он творит не только форму, но также и материю; а значит, он создает все из ничего. И потому в опровержение данного заблуждения сказано в символе веры: “Творца неба и земли.” Мы должны видеть различие между актами творения и создания, ибо творение означает создание чего-то из ничего; создание же есть создание чего-то из чего-то. И если бы все вещи были уничтожены, Он, созидая из ничего, мог бы снова все соделать. Он, таким образом, дает зрение слепым, воскрешает мертвых, и творит другие подобные чудеса. “Могущество Твое всегда в Твоей воле” [Прем 12:18].

Benefits – Полезные итоги

21. С учетом всего этого, человек приходит к пяти результатам. Во-первых, (1) он приходит к познанию божественного величия. Ибо, если создатель больше, чем то, что он соделал, тогда Бог, коль скоро он Творец всех вещей, должен превосходить все, что он сотворил. «Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь… А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их» [Прем 13:3-4]. Следовательно, вообще все, что может быть познано или помыслено, меньше, чем Бог. “Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его” [Иов 36:26].

22. Во-вторых, (2) он приходит к благодарению Бога. Ведь коль скоро Бог есть Творец всех вещей, можно уверенно заключить о том, что все, что мы есть и что мы имеем – все это от Бога: “Что ты имеешь, чего бы не получил?” [1 Кор. 4:7]. “Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней” [Пс 23:1]. Поэтому мы должны благодарить Бога, ибо: “Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?” [Пс 116(115):12]

23. В третьих, (3) человек приходит к тому, чтобы [уметь] нести на себе с терпением свои невзгоды. Ибо хотя всякое творение происходит от Бога и является благим по своей природе, но, если что-то вредит нам или приносит нам страдание, мы считаем, что оно приходит от Бога, но не виним Его в этом, поскольку Бог не является источником зла и желает, чтобы человек устремлялся к благу. Вот поэтому всякое страдание, которое человек получает от Бога, должно человеком терпеливо переноситься,  ибо страдания очищают от греха, унижают виноватых [в чем-то], призывают добрых к любви Божией: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” [Иов 2:10]

24. В четвертых, (4) он приходит к правильному пользованию сотворенными вещами. Ибо мы должны пользоваться вещами, сделанными Богом, для двух целей: для Его славы, “Все сделал Господь ради Себя"
[10] [Притч 16:4] (то есть для славы Божьей), и, наконец, для нашей пользы: “которые Господь Бог твой создал для служения всем народам[11]. [Втор 4:19]. Таким образом, мы должны пользоваться вещами во славу Божию, чтобы угодить Ему; и для нашей выгоды, так притом, чтобы, пользуясь ими, не впасть в грех: «от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» [1 Пар 29:14]. Итак, все, что мы имеем, будь то наука или красота, мы должны всецело принимать и пользоваться всем во славу Божию.

25. В пятых, (5) мы приходим также к признанию [великого] достоинства человека. В самом деле, Бог создал все для человека: “всё положил под ноги его” [Пс 8:8], и человек больше подобен Богу, нежели все прочие творения помимо ангелов: “сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему” [Быт 1:26]. Бог сказал так не о небе и не о звездах, но о человеке; и это подобие Божие в человеке относится не к телу, но к душе человека, которая обладает свободой воли и нетленностью, и ею человек напоминает Бога больше, чем Его напоминают другие твари. Мы должны, следовательно, рассматривать достоинство человека как меньшее, чем у ангелов, но большее, чем у всех других творений. Также следует заметить, что достоинство человека никоим образом не умаляется через грех и его беспорядочное желание земных вещей, находящихся ниже его и соделанных для службы ему. Следовательно, человек должен занимать такое место, для которого Бог соделал его, а именно господствовать над земными вещами и руководить ими, и быть подчиненными Богу, повинуясь и служа ему. И таким образом человек приходит к непреходящему наслаждению Богом.



[1] В тексте Фомы Иов 22:14 передано словами близко к VC: circa cardines caeli perambulat, nec nostra considerat. В NV: nec no­s­t­ra con­side­rat; et circa orbem cae­li perambulat. .
[2] Иов 11:5-6 Сделано с английского перевода. У Фомы в оригинале только: ut ostenderet tibi secreta sapientiae, et quod multiplex esset lex eius. В син. Пер. это место: Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.  В NV: Atque utinam Deus ipse loqueretur tecumet aperiret labia sua tibi, ut ostenderet tibi secreta sapientiae et arcana consilia eius, et intellegeres quod multo minora quaerat a te, quam meretur iniquitas tua. В VC: Atque utinam Deus loqueretur tecum, et aperiret labia sua tibi, ut ostenderet tibi secreta sapientiæ, et quod multiplex esset lex ejus: et intelligeres quod multo minora exigaris ab eo quam meretur iniquitas tua.
[3] Цитата взята по английскому переводу. В оригинале у Фомы в тексте: solem et lunam, aut gyrum stellarum rectores orbis terrarum deos putaverunt.
[4] В оригинале у Фомы. В английском переводе этой цитаты нет.
[5] Перевод с текста VC: sciat omnis gens, quomodo Nabuchodonosor Deus terrae est, et praeter ipsum alius non est. В тексте СП., как и Nova Vulgata, стих Иудифь 5:29 отсутствует.
[6] У Фомы в тексте: ponam sedem meam ab Aquilone, in caelum conscendam, et ero similis altissimo. В Вульгате: in caelum conscendam super astra Dei exaltabo solium meum sedebo in monte testament in lateribus aquilonis.  Ascendam super altitudinem nubium ero similis Altissimo. В Син.пер.: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
[7] У Фомы в тексте: omnes dii gentium Daemonia. В VC: omnes enim dii populorum sculptilia; в NV: omnes dii genti­um inania.
[8] Дословно «те, которые ниже», corpora inferiora
[9] У Фомы в тексте согласно VC: dixit et facta sunt. Это место в NV: ipse mandavit, et cre­ata sunt.
[10] На латыни в VC и у св. Фомы это место выглядит как universa propter semet ipsum operatus est Dominus. В NC: Universa secun­dum propri­um finem ope­ratus est Dominus.
[11] Перевод с VC: quae creavit (у Фомы в тексте – fecit) Dominus Deus tuus in ministerium cunctis gentibus. В NC: quae­ attribuit Dominus Deus tuus cunc­tis genti­bus. В СП: так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам.

Tags: Аквинат, Фома Аквинский, богословие, мои переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments